Разговоры

Видели уже? Невероятная история. Vivian Maier.

Автор текста Александр Савельев. Взято отсюда: kunst-camera.livejourna… Буквально в начале января в далёком Чикаго открылась выставка. То, что этой выставке предшествовало, и сама личность фотографа, – это целый фотографический детектив. Точнее, два классных фотографических детектива. Как это нашли: У них в Чикаго есть такие большие камеры хранения, хранилища, в которых за умеренную плату люди хранят всякие старые вещи, которые им мешают дома. А когда хозяева за камеру хранения перестают платить, весь этот древний хлам просто идёт с молотка на аукционе. И вот, в 2007-м один молодой человек, Джон Малуф, писал статью об истории Чикаго. И для этой своей статьи он совершенно «вслепую» купил на таком аукционе коробку со старыми негативами. За 400 долларов. До этого он фотографией особо не интересовался, а тут начал вникать, сканировать, увлёкся. Понял, что к нему в руки попало что-то стоящее, нашёл и выкупил распроданные на том же аукционе другие коробки – а в тех коробках были тысячи непроявленных (!) плёнок из того же хранилища.
Примерно через год после покупки Джон Малуф нашёл в глубинах одного из ящиков конверт с именем Фотографа. Когда он набрал это имя в Гугле, он нашёл только короткий некролог – оказалось, что никому при жизни неизвестный Фотограф скончался за несколько дней до того. Затем Малуф выложил некоторые отсканированные снимки в сеть, и это вскоре стало сенсацией в сети. На форумах заговорили о вновь обретённом мастере фотографии, а Малуф стал проводником наследия Фотографа – он проявлял и сканировал плёнки из архивов. И в телеинтервью, и на своём сайте Малуф говорит, что видит свою миссию в том, чтобы донести до человечества наследие Фотографа.
Всё бы хорошо, очень красивая история. Но есть в ней пара неувязочек: например, один из бывших друзей Джона Малуфа, собиратель ретро-фотографий, утверждает, что имя Фотографа было Малуфу прекрасно известно сразу же после покупки, когда Фотограф был стар и болен, но ещё жив. Что Малуф купил снимки совсем не случайно, и с самого начала догадывался об их ценности. Вобщем, есть сомнительные моменты в истории обретения. А вот, собственно, что нашли: фотографическое наследие няни. Забавно звучит, правда?
Вивиан Майер (Vivian Maier), эмигрантка французских корней, действительно всю жизнь работала няней, гувернанткой в семьях. И при этом в свободное время снимала – примерно 200 катушек плёнки в год. Просто ходила по Чикаго со своим среднеформатным «Роллейфлексом». Уличная фотография, 50-е и 60-е годы. Лица прохожих, жанровые сценки, зарисовки из обычной жизни города и его обитателей. И то, что сейчас обнародовано в сети – это действительно уровень мастера. Фотографа с точным чувством момента и композиции, с умением замечать и передавать странное и прекрасное обаяние повседневности.
По сути дела, она снимала никому не нужный репортаж, репортаж без заказчика и зрителя. Вдвойне никому не нужный – потому что большинство своих плёнок Вивиан Майер при жизни даже не проявила, они так и лежат, в ящиках, отснятые и непроявленные.
Двести плёнок в год – это не хобби, это уже уровень фанатичной увлечённости. При этом те немногие люди, которые могут о ней рассказать (дети, которых она воспитывала и престарелые родители этих детей), не помнят её фотографий. Да, она была чудачка со странностями, но дети её любили. Да, она была одинока, ей никто не звонил, и она не любила рассказывать о своей жизни. Да, она ходила с камерой на шее, устроила фотолабораторию в своей комнате, но никто не видел напечатанные снимки её уличных репортажей.
И вот эта загадка-загвоздка не даёт мне покоя. Я с трудом, но всё же могу представить фотографа-интроверта, которому не нужен зритель. Но фотографа, который не хочет увидеть то, что он отснял, я представить не могу. А получается, что она отснятые плёнки, тысячи
плёнок, просто складывала в коробки, не проявляя даже. И в этом какая-то непостижимая загадка.
Как возможный ключ к пониманию – ещё одна её черта: говорят, что ей было очень сложно расставаться с вещами и всю свою жизнь она обрастала номинально ненужными предметами. Каждый раз, устраиваясь на работу в новую семью, она приезжала с грудой чемоданов багажа. И в той камере хранения, кроме негативов и плёнок, было собрано огромное количество самых разных предметов, одежды, обуви, старых журналов, блокнотов, газетных вырезок. Кроме этого – ролики киноплёнки с почти бессюжетными съёмками – например, из окна поезда, и аудиокассеты с записями её разговоров с людьми, которых она снимала на улицах – иногда она записывала эти разговоры на магнитофон. О чём были эти разговоры – интернет пока умалчивает, но по всем этим деталям у меня создаётся ощущение, что отпечатки этого мира она старалась притянуть к себе всеми возможными путями, не только через фотокамеру.
Может быть, в фотографии ей вообще не был важен конечный отпечаток на бумаге – может быть, поймав в объектив человека или сюжет и нажав на кнопку, она уже «присваивала» себе, получала в свою коллекцию этот отпечаток его личности, фрагмент бытия. И это и было её настоящей «камерой хранения».
В старости Вивиан Майер жила на пособие для престарелых и даже какое-то время была бездомной. Но дети одной из семей, которых она воспитывала ещё в 50-х годах, разыскали её, сняли
ей квартиру и заботились о ней вплоть до смерти. Умерла она в январе 2009-го, в возрасте 83-х лет. А через несколько дней Джон Малуф набрал её имя в поисковике. Если, конечно, верить официальной версии Джона Малуфа. Апдейт от 22 марта 2013.
Прошло 2 года, и конечно уже есть замечательный сайт:
www.vivianmaier.com
на котором много "нового" :) с captions и даже точными датировками типа May 28, 1954, New York, NY
Там же можно купить отпечатки, если кому надо )

  • Фотография 1
  • Фотография 2
  • Фотография 3
  • Фотография 4
  • Фотография 5
  • Фотография 6
  • Фотография 7
  • Фотография 8
  • Фотография 9
  • Фотография 10
  • Фотография 11
  • Фотография 12
  • Фотография 13
  • Фотография 14
  • Фотография 15
  • Фотография 16
  • Фотография 17
  • Фотография 18
  • Фотография 19
  • Фотография 20
  • Фотография 21
  • Фотография 22
  • Фотография 23
  • Фотография 24
  • Фотография 25
  • Фотография 26
  • Фотография 27
  • Фотография 28
  • Фотография 29
  • Фотография 30
  • Фотография 31
  • Фотография 32
  • Фотография 33
  • Фотография 34
  • Фотография 35

Комментарии

классные фотографии
очень понравилось!
История уже давняя, но почти мистическая.
Как сюжет для Джармуша, например.
Обалдеть как здорово
давно не рассматривал фотографии больше чем по минуте
даже забыл как это может быть
живя в похожем городе
мысленно представил что изменилось с тех пор
и что бы получилось если снимать то же сегодня Геометрия правильная для глаза
легко смотреть (деления кадра и акценты в нужных местах)
как для учебника по фотографии
------------
История жалко печальная
очень и очень. Заставило думать и работать снова.
Сергей, спасибо за тему. Очень!
да ..фотографии действительно классные,может денег у няни не было на проявку.
у человека, у которого есть своя тёмная комната – нет денег на проявители/закрепители? :)
составленные в домашних условиях растворы стоят копейки.
а вы видели,сколько пленки было не проявлено,посмотрите видео)
это никак не связано, если подумать. ,)
вспомнил за свои детские негативы лет 15 давности, на фотокружке делали фотографии , надо найти и просканить. так всегда то что нас окружает кажется малоинтересным, а по прошествии лет память многое стирает и эти фографии воспринимаются иначе.
Похожие ощущения были при знакомстве с Проскудиным-Горским. Если кто не знаком www.ps-spb2008.narod.ru…
только не с Проскудиным-Горским, а Прокудиным-Горским
Фотографии просто улет! Не возможно оторваться, как все правильно и просто, и в то же время глубоко и эмоционально... Свет, композиция, простот кладезь знаний! Но вот, что я подумал... Такое фото могла снять только действительно няня, точнее человек не обремененный работой фотографа и дико увлеченный фотографией! У меня есть один очень хороший друг. Он не профессиональный фотограф, но просто помешанный на такого рода фотографии. Каждый день он ходит на работу в компанию Фольксваген, где занимает довольно серьезную должность, а в свободные дни и во время не частых отпусков снимает такую же простую жизнь городов по всему миру. Причем снимает на Лейку и Роляй точно такой же как у этой няни)))
Работы этого фотографа уже не раз печатались в Гео, он постоянный участник фото биеннале, дает классы, и очень интересный как личность! Самое главное, фанатично увлечен фотографией! Кстати скоро его МК будет в Хабаровске. Зовут его Андрей Гордасевич.
Кстати скоро мы планируем с ним творческую встречу.
Кстати если интересно, уж простите, что в этой теме пишу, можете посмотреть работы андрея :
www.gordasevich.ru/ www.photographer.ru/eve…
Я просто под большим впечатлением от этой истории. Невольно задумываешься о том, сколько еще таких нераскрытых при жизни фотографов. Фотографии непередаваемо красивые и простые, без амбиций и желания удивить..
очень круто! и пару фотографий мне уже где-то попадались месяц назад – расходятся по сети...
История уже в сети...
Фотографии замечательные...
На дёрти уже пост был
на средний формат снимало в то время много любителей
вау, супер история (даже с если есть элементы неправды), и фотографии очень эмоциональные и цепляющие!
История потрясает, ниоткуда, вдруг, появляется классик фотографии. А ведь она по-настоящему крутая, без всяких скидок, даже без этой детективной истории.
она удивительная
А прыщавому хлопчику я не верю. Полагаю, подлец он...
Конечно!
Лучше б негативы так никто и не увидел.
Лучше б он про Гугл пораньше "вспомнил"...
Да казнить его, подлеца!
Сильно впечатляет. Больше всего увиденного за последний год. Приятная, правильная геометрия. Фантастика.
После этого вспоминаешь сам себя выбирающего объективы и тушки не хорошими словами...
ох как много шедевров
круто, спасибо за тему
настоящие и живые фотографии.
потрясающе живые фотографии... хочется все пересмотреть....
а парень – шустрый малый.. )
Потрясающие фотографии!
настоящие фотографии !!! замечательные

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий